Заслуженный мастер спорта Анна Матвеевна Пономарева
А вот заслуженный мастер спорта Анна Матвеевна Пономарева — участница тех Игр — о последнем туше рассказывает несколько иначе: «При счете 3:3, уже получив предупреждение о границе дорожки, Илона, остерегаясь заступить за запретную черту, оглядывается и в этот самый момент получает решающий, нелепый «золотой» укол!»
Что касается наших женщин, то они (равно как и наши мужчины) не добыли на тех Играх ни одного олимпийского очка.
Впрочем, этого можно было ожидать, ибо Олимпиада в Хельсинки это не только первая Олимпиада для наших фехтовальщиков, но и, по существу, первый официальный международный турнир. До того времени они находились в плену собственных метаний и поисков, не имея почти представления о том, как развивается западноевропейское фехтование — в то время законодатель фехтовальных мод.
Лишь за несколько месяцев до Игр в Хельсинки наши встретились в ряде товарищеских матчей с «великими венграми», разгромившими их по всем статьям. Итак, с крупицами международного опыта, а также с грузом неясных надежд и сомнений советское фехтовальщики отправились на первый свой бал — Олимпийские игры в Хельсинки.
«Встретившись со своими противницами на дорожках Олимпиады, — рассказывает Анна Матвеевна Пономарева, — мы увидели, что наше мастерство не намного ниже, только мы были очень скованны — предолимпийские встречи с венграми убедили нас в нашей беспомощности».
«Ждать от нас каких бы то ни было побед на тех Олимпийских играх было, конечно, нельзя, — вспоминает другая паша участница Олимпиады в Хельсинки, заслуженный мастер спорта СССР Надежда Денисовна Шитякова, — помимо отсутствия международного опыта (встретившись с асами мирового фехтования мы все, мягко говоря, струсили) выиграть нам мешали еще и судьи. При всех сомнительных фразах они неизменно ока- вывались на стороне именитых, к нам же, новичкам, относились недоверчиво, жестко».
.В те времена еще не было изобретено арбитры, судившие «на глазок», часто допускали грубые ошибки, ибо движения фехтующих с каждым годом становились все быстрей, сложней, тоньше, и иные стремительные, запутанные диалоги клинков, в которых оружие нередко обгоняло мысль, оказывались неуловимы для глаз. И в конце концов судейство стало тормозить развитие фехтовального поединка.