Занятия по «системе Алексеевой»
Основное отличие занятий по «системе Алексеевой» от обычного урока заключается в том, что оно представляет собой непрерывную цепь различных образов, которые создают занимающиеся с помощью своих движений. Этому помогает использование музыки. Музыкальное сопровождение применяется в основном на занятиях гимнастических секций в виде стилизованных, незатейливых музыкальных ритмов на 4 или 8 тактов в миноре или в мажоре. На уроках же Алексеевой в исполнении выдающихся солистов и оркестров звучат записи Глинки и Чайковского, Шопена и Брамса.
Е. Арманд, одна из учениц Алексеевой, в статье «Вечное движение», опубликованной в журнале «Семья и школа», очень ярко описывает подобного рода занятия для младшей группы. Применительно к общепринятой структуре построения урока это занятие выглядит примерно так. Почти вся вводная часть занятий проводится в воображаемом лесу… Нет больше зала — есть густые заросли тропического леса. Нет больше девчонок и мальчишек — есть путешественники, которые должны проникнуть в этот загадочный лес. Еще несколько секунд — и за работу принимаются дровосеки, которые начинают дружно орудовать топорами, сопровождая каждый свой удар смачными «ахами». Еще какой-то шаг — и по темному лесу уже ползут удавы и змеи. И снова люди наполняют лес; сначала это громадные великаны, потом крошечные лилипуты.
Расцветающие деревья сменяют полные озорства и веселья «розовые визгуны» — поросята, которых, как и диснеевских трех поросят, где-то поджидает серый волк, а потом вдруг поднимается буря, и по лесным вспенившимся речкам с бешеной скоростью мчатся моторные лодки.
Вводная часть подходит к концу, занимающиеся строятся в колонну, положив руки на плечи впереди стоящему, глаза закрыты. «Шопен, нежнейший, прозрачнейший… Мы видим сны, они еще заметно колышут нас, подхватывают тихо, плавно и уносят под высокие потолки зала Дома ученых» — так пишет Е. Арманд об этюде, где создается неуловимо прозрачный двигательный образ из сновидений. Смысловое значение подобного образа заключается в том, что надо воспроизвести движения синхронно, с соответствующим мелодическим настроением.
Алексеева прекрасно знала, как лучше и быстрее всего вызвать нормализацию деятельности организма после бурных и стремительных движений. Замедленный и плавный ритм, нежнейшие, убаюкивающие звуки… И в этом ритме надо делать движения — в этом главный смысл.
События, разыгрывающиеся в основной части занятия, происходят и в космическом пространстве, и в глубинах океана, и на земле. На задание отправляются с «острова», обозначенного посредине зала. В этой части занятия много упражнений, которые здесь называют «бегучими». Это и летящие по небу парашюты, и бег с ложками, на которых горячую картошку заменяют теннисные мячи, и тигры, преследующие стремительными прыжками свою жертву…
На смену этим, безусловно нагрузочным, упражнениям приходит этюд, который называется «певучие ноги». Задание здесь простое: надо медленно и плавно передвигаться, но не так, как это делают люди на земле, а как если бы скользить по воде…
А потом вновь в стремительном галопе мчатся цирковые лошадки, перевозится в тачках на свалку мусор… А вслед за этими «бегучими» упражнениями идет этюд, который можно назвать «космическим».
Про информационный портал «Справочная Сибири» мне в интернете повстречалась полезная информация. На этом портале про стоматологические клиники Новосибирска, аптеки, диспансеры и прочее можно найти самую актуальную информацию. Обратите на это внимание.