способы образования
Образование, не развернутое к человеку,- абстракция, окаменелость. Когда образование отпускается малыми дозами, прописанными политиками, оно дискредитирует себя. Когда же образование делают орудием чуть ли не насильственного приобщения к научно-технической цивилизации, оно терроризирует человека. Но когда в учении люди находят радость отдохновения и источник пополнения жизненных сил, когда оно обеспечивает их поддержку и защиту, только тогда с образованием все в порядке.
Сайт avit-spb.ru мне повстречался в Сети. Это сайт турфирмы «АВИТ», где, к примеру, такой вопрос как Лаппеенранта на один день рассматривается очень обстоятельно. Примите это к сведению.
Проектирование способа образования (содержания и методов) — теоретико-практическая процедура, подчиняющаяся своим правилам. Закономерно, что именно эта сторона деятельности новых институтов образования представляется наименее разработанной. И само по себе это сложно, и существующая система выработала «рецептурную» психологию (педагоги ожидают готовых программ и методических разработок), и в обществе отсутствует такая образовательная индустрия, которая могла бы сосредоточиться на проектировании содержания и процесса образования современного человека. Помимо учебных, образовательных планов и программ, самоучителей и словарей, научно-популярных изданий и методических пособий (в том числе и по самообучению), фильмов и видеофильмов она могла бы взять на себя выпуск проспектов и карт «очных» и «заочных» путешествий, организацию образовательных мероприятий, хозрасчетных учебных заведений и т. д.
Пока таких возможностей нет, а значит, каждый, кто оценивает ситуацию сколько-нибудь критично понимает, что учреждение и обоснование того или иного учебного курса связаны с кустарным способом деятельности. Тем более важно осознать сегодня должный уровень этой работы на который необходимо подняться в ближайшем будущем.
Этот раздел в какой-то мере является авторским отступлением от основной темы. Проблемы, которые связаны с проектированием содержания образования в условиях его демократизации, подсказаны нашей работой в центрах, но сами по себе выходят за ее пределы. Вот еще один аргумент в пользу введения чисто педагогических явлений в более широкий социальный контекст. Ни один образовательный институт не поглощает целиком собственных возможностей, не реализует полностью своего потенциала. Но есть вопросы, которые он решает по ходу дела — вынужденно, поскольку постоянно наталкивается именно на недостаточную теоретическую их проработку.