Социальные соглашения
Читатель уже хорошо осведомлен о том, что мы вовсе не считаем, будто можно привести такие доводы, на базе которых можно будет сделать однозначный вывод в пользу одной из этих версий. Пока не идентифицирован один-единственный источник легитимности, любой вердикт будет временным. Очевидно, что с биологической и исторической позиций индивид (возможно, семья) предшествует обществу. Это не означает, что индивид представляет собой асоциальное существо или что индивид не нуждается в обществе для достижения своих целей. В значительной мере человек и впрямь ищет и находит свое вдохновение в социальном контексте, среди других людей — обмениваясь, осуществляя коммуникацию, сотрудничая и развивая обширную систему личных и безличных отношений. Тем не менее принятие решения по поводу того, взаимодействовать или нет, и если взаимодействовать, то в какой форме и в какой степени, остается сферой индивидуального суждения. Следовательно, все социальные соглашения должны подвергаться контролю со стороны индивида. Они должны быть явными или — в случае неявного, подразумеваемого контракта — должны содержать возможность выхода из такого соглашения при пренебрежимо малых издержках. В частности, гражданство и место фактического проживания не являются приемлемым оправданием запрета выхода из соответствующих общностей или принуждения к признанию их монопольной силы.
В этом и состоял наш главный довод против социального консеквенциализма. Необходимо, однако, также признать, что приложение принципа субъективизма к проблеме социальности может сильно потерять большую часть своей убедительности, если считать, что ранг одного из субъектов — ранг Бога — является намного более высоким, чем ранг индивида. Для иллюстрации этого соображения предположим, что некто полагает, будто человек принадлежит Богу, поскольку Бог создал все живое и все мировые стихии, и что существует воля Божия, которой должны следовать все твари земные. Предположим далее, что данное лицо искренне убеждено в том, что знает, в чем состоит замысел Бога. Означает ли это, что по этой причине данное лицо имеет право утверждать, что легитимность эквивалентна его пониманию Божественного замысла, а несогласие с этим пониманием могут приводить к утрате статуса и прерогатив человека как такового?
Изучаете испанский язык? А на сайте «tutesp.ru» самоучитель испанского языка можно найти для начинающих. Возьмите это на заметку.