Различия школ
«В тот период те, кому я проиграла, были сильней, опытней меня, — так отвечала Галина Горохова па мой вопрос о. причинах ее финальных поражений.— Расстроилась ли я, проиграв те .бои? Конечно. Но впереди еще был шанс доказать, что ты можешь выигрывать, — командные соревнования. Вообще командный турнир всегда был для меня важнее личного. Я считала, что в личных могу промахнуться, а вот в команде, когда отвечаешь не только за себя,—проигрывать нельзя ни в коем случае.»
Чемпионкой же, не проигравшей в фипале ни одного боя, стала фехтовальщица Объедипеппой германской 1!0манды 22-летпяя Хейди Шмидт. В знаменитом зале Палаццо ди конгрессп она фехтовала умпо, легко, изящно, ни намека на напряжение, на страстное желание выиграть. Как будто и не было никакой борьбы, как будто все ее победы были запланированы заранее.
Олимпийские игры в Риме — первые, в программу которых был включен женский командный турнир, и рапиристки сильнейших фехтовальных держав — Франции, Италии, Венгрии, Румынии, а также СССР — спешили -вписать своп имена в новую страницу истории Олимпийских игр. Наши девушки уже в первой встрече, как писали итальянские газеты, «буквально нокаутпровалп венесуэлок». По словам Забелиной, все предварительные встречи прошли гладко. А вот в полуфинале разыгралась драма исполнителями поневоле стали команды Франций СССР, а режиссером-постановщиком — некий арбитр па Италии, чье имя, несомненно, помнят участницы «представления».
В команде Франции были искуснейшее фехтовальщицы того времени, знаменитые Мнйярд, Дельбар, Гарриль и Вероне, каждая нз которых владела, наверное, сотней приемов.
Итак, в полуфинале встретились представительницы двух совершенно различных школ — старой классической, французской и молодой, советской. Борьба сложилась невероятно сумбурно. «Что бы ни происходило на дорожке, — вспоминает Забелина, — арбитр судил только в пользу француженок. Это продолжалось до тех пор, пока счет не стал 7:3 в их пользу. Мы были в ужасе, чувствуя, что ничто нас не спасет и не понимая уже, что нужно нам, что нужно от нас судье. И вот тут-то Иван Ильич вскакивает и направляется к президенту международной федерации фехтования — он требует заменить судью». На два часа были приостановлены бои, ибо замена судьи на Олимпийских играх —случай экстраординарный.