новые черты в искусстве
Монументализирующие тенденции, усиливающиеся в плафонной живописи Стуруа, по-своему и своеобразно преломляются и в его станковых произведениях. Обращаясь к картине на современную тему, художник превращает ее в картину-панно, как бы продолжая здесь свои искания монументально-декоративного плана. В жанровые же мотивы он вносит обобщающий смысл, придает им аллегорический характер. Появление новых черт в искусстве Стуруа не было следствием только внутренней творческой эволюции художника, совершенствования его мастерства. Оно было тесно связано с новыми тенденциями, обозначившимися в грузинском и шире — во всем советском искусстве этого периода.
Суть этих тенденций в тяготении ряда художников, главное — молодежи, к широким обобщениям, к масштабным, синтезированным образам, к большой монументальной форме. В поисках новых средств выразительности для решения поставленных перед собой задач живописцы нередко обращаются к языку фрески, широко используя арсенал ее изобразительных приемов, возможности ее образного, эмоционального воздействия. Поэтому не случайно формирование в грузинской живописи той поры своеобразного типа картин-панно, в которых любовь к чувственно-пластической красоте мира, теплота конкретного жанрового мотива органически сочетаются с чертами аллегории и символа. Одним из ранних примеров этого типа произведений может служить картина «Новая Хевсуретия», созданная Стуруа в 1957 году. Широкая обобщающая идея о том, как новое неумолимо вторгается в жизнь даже самых отдаленных уголков Грузии, раскрывается на полотне в живо и тепло разыгранной жанровой сценке. Картина рисует уголок Хевсуре-тии, в веками отстоявшийся быт которой входит новое, еще несколько наивно и прямолинейно олицетворенное в образе тракториста, остановившего свою машину, чтобы напиться у источника.
Срезанный левым краем картины трактор слева и расположенный справа источник образуют замкнутое пространство переднего плана, ограниченное сзади приземистой каменной постройкой. В этом пространстве Стуруа размещает друг подле друга юных хевсурок, как бы представляя их публике. Он подчеркивает своеобразную живописную красоту своих героинь, декоративное богатство хевсурской одежды. Чтобы полнее раскрыть оригинальность присущего народу эстетического вкуса, смело сопоставляет глубокие темно-синие и густо-вишневые цвета платьев девушек, оттеняет их горячими охристо-рыжими тонами волос, заставляет сверкать и переливаться серебряные мониста, рассыпая по ним солнечные блики.
Фон картины решен как условный декоративный задник, написанный блеклыми зелеными и серыми красками. Горный пейзаж уводит взгляд в иллюзорную даль. Каменная постройка служит своеобразным пьедесталом для фигур второго плана.
В несколько театрализованных позах сидящей женщины и мужчины заметны элементы условности, «игры» на зрителя. Оба они чем-то напоминают персонажи чиатурского плафона. А вся группа воспринимается как фрагмент росписи, продолжающейся за рамой картины. Свойственные этой работе Стуруа элементы условности, зрелищности, непосредственного обращения к зрителю вносят в нее черты аллегории, сближают с монументально-декоративной живописью.
Мне недавно в интернете повстречался интересный портал. На этом портале Онлайн ТВ можно смотреть самое разное совершенно бесплатно. Примите к сведению мое сообщение.