Вы находитесь здесь: Главная > Без рубрики > Модель активного слушания

Модель активного слушания

Модель активного слушания опирается на психическую настройку консультанта на другого человека, включающую концентрацию на собеседнике, желание его понять и волевое преодоление спонтанного побуждения строить собственную концепцию его внутреннего мира, а не принимать его чувства и мысли такими, как они есть или, по крайней мере, заявлены клиентом. Суть применения активного слушания состоит в том, чтобы создать клиенту атмосферу, в которой тот может открыто, не боясь оценки и осуждения, точно сформулировать, что его беспокоит. Для активного слушания используется ряд приемов.

Уже известное нам поощрение поддерживает стремление клиента к рассказыванию и должно быть минимально выражено с помощью реплик «Пожалуйста, продолжайте…», «Да, это важно…», «М-да…», «Угу…», «Ммм…», «Можете что-то добавить?» и пр. В задачи консультанта не входит оценивать, соглашаться или не соглашаться с тем, что он слышит, он обязан лишь показать заинтересованность, участие в беседе, принятие того, что излагается клиентом.
Слушанию помогает использование повторения, осуществляемое прямым воспроизведением сказанного клиентом или избирательным акцентированием части его высказывания с утвердительной или вопросительной интонацией. Повторением достигается ощущение плавного и непрерывного течения беседы, и клиент убеждается, что консультант действительно стремится понять и прочувствовать то, о чем он говорит. Чаше всего повторяются последние или ключевые словосочетания рассказа клиента, обычно с вопросительной интонацией («В последнее время в наших отношениях что-то неладно». — «Неладно…?»; «Мне кажется, он собирается бросить меня». — «Бросить…?»). Своеобразное «эхо», создаваемое консультантом, стимулирует осознание клиентом дополнительных значений сказанного, позволяет уточнить высказывание или продолжить рассказ. Повторение выступает в функции незаконченного предложения, и образующаяся в нем пауза делегирует клиенту инициативу в повествовании, поскольку подразумевает вопрос. Иногда этот вопрос можно сразу и задать («Последнее время я стараюсь подольше задерживаться на работе, только бы не возвращаться домой». — «Не возвращаться… но почему?»).

Такую же функцию несет переформулировка — трансляция того же содержания другими словами, без утраты смысла сказанного («Иными словами, вы решили, что…», «Значит, вы думаете, что…», «Стало быть, для вас это…», «Если я вас правильно понимаю, вы считаете, что…»). Повторения и переформулировки демонстрируют клиенту, что психолог находится «в теме», улавливает основные факты, интересуется подробностями. Повторение и переспрашивание вообще никогда не бывают лишними в консультативном процессе, поскольку колебания внимания всегда создают возможность что-то упустить, забыть, отвлечься.
Хотите узнать, как брать быстрые кредиты? В таком случае рекомендую заглянуть на сайт http://icreditosonline.eu/, где про быстрые кредиты представлена самая подробная информация. Примите это к сведению.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Комментарии закрыты.