Краткая генеалогия великой моды
То, что называют тенденциями моды, иными словами, сходство, существующее между моделями разных коллекций одного года (высота талии, длина платья, глубина декольте, ширина плеч), иногда наводит на мысль и заставляет заподозрить (без каких-либо заметных оснований), что мода устанавливается в результате умышленного сговора между модельерами; но ведь именно сходство, тенденции моды подтверждают, а не опровергают «открытую» логику власти высокой моды.
Конечно, тенденция возникает внутри высокой моды как закрытого бюрократического образования с центром в Париже: но модельеры, всячески стремясь утвердить и подчеркнуть свое своеобразие, не могут создавать свои коллекции без учета оригинальных находок конкурентов, ибо мода призвана удивлять и без устали придумывать что-то новое. Оригинальная идея одного из кутюрье, часто робкая и плохо разработанная в самом начале, скоро получает признание как оригинальная находка, а потому бывает подхвачена, доработана, развита другими модельерами в следующих коллекциях. Так меняется мода, сначала путем проб, движения на ощупь, а затем путем преуменьшения или преувеличения каких-то черт или путем наслоений, но всякий раз путем привнесения чего-то нового, особенного; в мире моды совершается множество процессов, порожденных логикой обновления, основополагающей для модных профессий. Механика этих процессов объясняет, почему резкие, скачкообразные изменения (вроде нью-лука), вопреки распространенному мнению, в моде гораздо более редки, чем медленные изменения. Но тенденция не сводится к бюрократической логике, потому что она, как мы уже говорили, является выбором клиентуры, а также после Второй мировой войны и выбором прессы, так как определенные типы моделей оказываются вдруг фокусом Пристрастия клиенток и представителей прессы. Тенденция раскрывается как власть увлечений публики или прессы и уже потом — как власть модельеров, которые, опасаясь провала на рынке, вынуждены следовать в русле общего течения, адаптируясь к вкусам своего времени. Единообразие коллекций ни в коем случае не может быть знаком существования тайного сговора между кутюрье (которые, напротив, ревниво прячут друг от друга свои модели), более того, не делает модельеров всевластными и всемогущими, оно является результатом столкновения эстетической бюрократии с логикой спроса31.