Финал командного турнира
Тышлер с Кузнецовым взяли у ребят запасные сабли и прямо, не переодеваясь, стали давать им уроки. Едва наши финалисты успели немного размяться, раздался голос судьи-информатора:
— Мсье Ракита — мсье Назлымов. «Они дрались как львы, но бой все-такн умно н чисто выиграл Ракита»,— писала одна из польских газет.
Марк проиграл в финале лишь один бой — Павловскому, у того тоже было одно поражение, и теперь им предстояло провести перебои за золотую медаль.
Бой начался короткими, чуткими соприкосновениями клинков. Сначала Ракета проигрывал 2:3, потом повел 4:3. Ему оставалось нанести лишь один-едпнственный удар.
Так вот, когда оставался всего один удар, близость золотой медали совершенно ослепила его. Он дважды атаковал, но невпопад, вслепую, н противник, легко парировав обе атаки — третьей н пятой защитой,— чисто нанес два ответных удара. Получив последний удар, Марк на несколько секунд застыл на выпаде — неужели все? А что, собственно, случилось? Ничего особенного. Просто к медали, га которую только что дрался, он уже не имел никакого отношения. Ему вручили другую, серебряную.
«Что потерял, я осознал лишь через несколько месяцев. А тогда возникла утешающая мысль, что это все-таки лучший результат за всю историю советской сабли,—рассказывает Ракита,—и потом я надеялся дожить до следующей Олимпиады и снова бороться за золотую медаль».
Но через четыре года он был от медали гораздо дальше, чем в Мехико.
В финале командного турнира мы опять встретились с итальянцами. На этот раз наша команда представляла собой тот сплав зрелости (Мавлиханов, Ракита) и юношеского задора (Винокуров, Назлымов, Сидяк), который принято считать оптимальным. «Тяжелая борьба с итальянцами закончилась в нашу пользу с минимальным перевесом — 9:7»,— вспоминает Назлымов. Мавлиханов расценивает бои того финала иначе: «В то время наша команда была очень сильна, н все встречи, в том числе и фц. нальную, мы выиграли совершенно легко».
1972 г., Мюнхен
- В. Сндяк (СССР)
- П. Марот (Венгрия)
- В. Назлымов (СССР)
Командные соревнования
- Италия. 2. СССР. 3. Венгрия
Тышлер вспоминает, что поначалу обратил внимание на Сидяка (воспитанника тренера А. Феля) сотому лишь, что сборной нужен был спарринг-партнер левша, а Сндяк как раз держал саблю в левой руке. Но сборной нужен был достаточно сильный левша.