человек существует в трех условных пространствах
Работа, связанная с отношением к смерти, обычно включает в себя предоставление клиентам возможности свободно говорить о ней, опредмечивая свои страхи и беспокойства, проговаривая свои переживания, а также идентификацию механизмов зашиты, интерпретацию сновидений и беседы о недолговечности всего земного, о необходимости «творить смыслы» каждого мгновения бытия.
Пребывая в бытии, человек существует в трех условных пространствах — Umwelt (природный мир, создающий естественные потребности, стремления, инстинкты и воспринимающийся как реальность), Mitwelt (срединный социальный мир, воплощенный в практике человеческих отношений, процессах группирования, единения с другими) и Eigenwelt (внутренний мир, уникальный для каждого человека и связанный со становлением его самосознания). Все происходящее с человеком требует его бытования в этих трех мирах, их гармония обеспечивает ему чувство реальности. Но естественная уязвимость человека (болезнь, утрата близких, стихийное бедствие, катастрофа) становится источником «тревожности бытия». Р. Мэй говорит о нормальной и невротической тревоге. Первая возникает как естественная реакция на реальную угрозу, и в этом случае консультант может помочь совладать с «естественными» проблемами и трудностями, так или иначе возникающими в течение жизни. Невротическая же тревога патологична, поскольку она сковывает свободу человека, подавляет его активность, формируя неадекватную реакцию на объективную трудность или угрозу.
Столь же важным в экзистенциальном консультировании является различение нормальной (истинной), невротической и экзистенциальной вины. Нормальную вину люди испытывают, действительно совершив неблаговидный поступок и раскаиваясь в нем. Консультирование клиентов с чувством вины обычно предполагает осознание ее, раскаяние, искупление, покаяние, очищение. Все это для клиента необходимые шаги, ведущие к (само)проще- нию. В основе невротической вины лежат воображаемые преступления против других людей, социальных нормативов, моральных ценностей и т.д. Обсуждая проблему экзистенциальной вины, Р. Мэй говорит о: 1) вине, возникающей вследствие неумения жить в ладу с самим собой, неумения использовать собственный потенциал (соответствует Eigenwelt); 2) вине, связанной с причинением своими действиями некоего «вреда» близким, с переживанием, что ты им «в тягость» (соответствует Mitwelt); 3) «вине разобщения», возникающей в связи с неправильными действиями человека по отношению к природе, космосу, мирозданию (связанной и с Umwelt, и с Mitwelt, и с Eigenwelt). Экзистенциальная вина связана с переживанием личной ответственности за то, что в принципе объектом этой ответственности прямо быть не
И.Ялом центром своей концепции сделал предельные экзистенциальные беспокойства (смерть, свобода, изоляция и бессмысленность). Преодолевать их помогают механизмы психологической защиты, создающие ощущение безопасности. В консультировании обсуждаются как привычные механизмы зашиты, работающие независимо от источника тревоги (например, проекция или рационализация), так и специфические, связанные с каждым из выделенных типов беспокойств. Так, к примеру, сопротивляясь мыслям о неизбежности собственной смерти, люди используют два механизма защиты — веру в свою особенность (в этом случае консультант видит перед собой «трудоголика», навязчивого «героя», отмечает стремление все и вся контролировать) и веру в спасителя, который придет на помощь в последний момент (в этих случаях клиенты ограничивают и ритуализируют жизнь, превращая ее в некое «служение»). Очень часто люди не замечают эти механизмы, пока они не дают сбой (например, на сверхправедном жизненном пути все равно встает неизлечимая болезнь).
Сайт для женщин мне недавно повстречался в интернете. Зовется этот сайт yoga-kiev.com и на его страницах про правильное питание, уход за телом, диету и прочее представлена самая подробная информация. Возьмите на замету мое сообщение.