Анализ концептов, фреймов и сценариев
Анализ концептов, фреймов и сценариев позволяет консультанту вскрывать пласты разной глубины в обсуждаемой проблеме — от ситуативных переживаний, связанных с образами вполне конкретных событий (вчерашняя ссора, нанесенная много лет назад и незабытая обида и пр.), и обобщенных образов, отражающих ситуации определенного типа («строгие школьные учителя», «несправедливое начальство» и т.п.), до генерализованных переживаний общего типа («Вся моя жизнь — сплошное унижение», «Меня никто никогда не любил», «Все мужчины — …») и интенциональных воспоминаний (как надо справляться с проблемами, возникшими в межличностных отношениях или внутриличностном пространстве, с позиций норм и правил, усвоенных в социализации, — вытеснять, бороться, терпеть, эскапировать).
Производимая на консультации реконструкция причин затруднений клиента требует анализа информации, расположенной в его текстах на разном уровне. Обычно на первом уровне находятся сложные жизненные эпизоды и длительные неинтерпретированные последовательности событий. На втором уровне можно обнаружить энциклопедическую информацию в виде различных норм, правил поведения, установок клиента. Третий уровень содержит разнообразные сценарии и позволяет понять, как именно клиент добивается желаемого, делает и получает то, что ему надо. Наконец, четвертый уровень дает основания для построения гипотез о том, ради чего клиент делает то, что делает, и почему у него возникают проблемы.
Основу дискурсных аналитических подходов в психологии составляет заимствованное из философии лингвистики положение, что люди не только отражают и воспринимают реальность посредством языка, но и способны с его помощью конструировать «мир, который выглядит реальным или истинным для говорящего». Приписываемые определенным событиям значения и смыслы отражают особое видение реальности клиентом. К примеру, неуспешный в отношениях с начальством клиент может трактовать свои проблемы в терминах возрастных и индивидуальных особенностей начальника («Начальник старый… злой… глупый…, поэтому не терпит меня — молодого… доброго… умного…») или самого себя («Я — скромный, робкий, застенчивый… поэтому начальство выделяет не меня, а наглых, рьяных, беспринципных…»), зависти («Он мне завидует, поэтому притесняет»), харрасмента («Я ей отказал, теперь она добивается, чтобы меня уволили»), Божьей воли («Мне на роду написано быть неудачником»), бытового фольклора («Раз он — начальник, я всегда дурак», «Кто смел, тот и съел, а я, скромный, остаюсь в дураках») и т.д.
Хотите узнать, кто будет играть в ЧЕ-2016? Тут можно посоветовать заглянуть на сайт gto-normativy.ru, где этот и другие вопросы, связанные со спортом, рассматриваются весьма обстоятельно. Примите это к сведению.